Таинство Церкви

Евхаристия

Причащение (греч. евхаристия – благодарение) – самое главное таинство христианской Церкви, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.

Слово «причащение» («причастие») происходит от слова «часть» и означает участие, причастность, соединение, приобщение, принадлежность к чему-либо.

Это таинство установил Иисус Христос накануне Своих Крестных страданий. Спаситель уже знал, что Ему предстоят арест, мучительная казнь и смерть, и устроил для Своих учеников прощальный ужин, тайную вечерю в Иерусалиме. Во время трапезы Он взял хлеб, разломил его, раздал ученикам и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое», а потом дал чашу с вином и сказал: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28). При этом заповедал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

И с тех пор это таинство постоянно совершается на главном христианском богослужении – литургии (в переводе с греческого – «общее дело»). Мы берем обычные земные продукты, плоды нашего труда – хлеб и вино – и приносим их Богу в бескровную жертву. Во время литургии, по молитвам всей общины верующих, совершается величайшее чудо: Дух Святой сходит на эти дары, и хлеб становится Телом Христовым, а вино – Кровью Христовой.

Со времен грехопадения, отступления от Бога наших прародителей Адама и Евы, человеческий род заражен грехом, и эта болезнь передается из поколения в поколение. Нет такого человека, который бы не был болен этой греховной порчей. Исцеление человечества Бог осуществляет в Самом Себе. Две тысячи лет тому назад Бог Сын воплотился на земле, стал Человеком, принял наше человеческое естество. Поэтому Иисус Христос является одновременно и Богом, и Человеком. Своим Божеством, Своей безгрешностью Христос исцелил человеческое естество в Себе Самом, и сделал его обновленным, очищенным, преображенным, насыщенным Божественностью. Как этот дар преображения передать людям, всем остальным? Для этого Спаситель и установил таинство Причащения. Таким образом падшее человечество получает возможность вновь соединиться со своим Творцом.

В качестве примера можно вспомнить подвиг врача, который заражает себя какой-либо страшной болезнью, чтобы найти средство ее обезвредить. Конечно, это опасный эксперимент. Но если врач побеждал болезнь, то его кровь становилась для человечества настоящим сокровищем. В крови такого человека образовывались антитела, противостоящие болезни, и он становился донором тысяч больных людей. Нечто подобное совершил для нас и Христос.

Причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Спасителя: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).